На тему страха написано уже слишком много статей, но думаю, мы не повторимся, если взглянем на механизмы страха немного в другом ракурсе: с точки зрения физиологии человека и общей теории развития жизни на Земле. Давайте возьмем теории рефлексов Павлова и Сеченова, теорию поведения Уотсона, близкую по результатам теории Адлера, смешаем все это в небольшую кучу и начнем ...
Страх - это механизм адаптации. Любой живой организм приспосабливается к окружающей среде, хотя бы в небольшой степени используя сигналы опасности (страх). Человек же, произошел от кроманьонца, который использовал этот механизм весьма часто, и сейчас продолжает пользоваться им довольно творчески.
Прирожденное чувство самосохранения не дает нам совершать поступки, с большой степенью вероятности угрозы жизни или здоровью, не дает подвергнуться или подвергнуть себя реальной опасности. Кинуться под поезд, отрезать себе руку, убить себе подобного (да и просто убить) нам не дает страх (хотя страх многие преодолевают – убивают, калечат, кидаются под поезд).
Безусловно, страх полезен, если понимается как безусловный рефлекс. Этот рефлекс можно назвать инстинктом выживания, или страхом биологическим. К биологическим страхам относят те, которые так или иначе могут быть объяснены с точки зрения опасности для существования живого организма: страхи боли и одиночества, неизвестности и неопределенности, страх смерти. Это - «естественные» страхи, которые следуют естественным законам выживания в нашем мире. Нарушение естественного закона гарантирует вымирание нарушителя.
Много моральных ограничений, правил и условий поведения растут из биологических основ страха. Не убей. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Не суди, да не судим будешь. Не сотвори кумира.
Но есть еще и страхи социальные: условные рефлексы, что накапливаются нами при сосуществовании с другими людьми. Они являются частью того воспитания, которое мы получаем от учителей и родителей. К ним относятся: боязнь критики и начальства, страхи быть отвергнутым или оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным, страх предъявлять претензии, страх не суметь отказать в требовании, страх сказать «нет» - и им подобные.
И если биологические страхи адаптивные и тем полезные для выживания, как конкретного человека, так и всего рода, то социальные, приобретенные страхи вызывают необоснованное чувство тревоги и часто ведут к фобиям, неврозам, депрессии - то есть, явно вредны. Вот от них-то мы и должны уметь уходить.
Социальные страхи напрямую связаны с уникальной способностью человека к прогнозированию и рассмотрению вариантов. Ситуация, варианты, разрешения которой мы не можем определить точно, заставляет нас придумывать их самостоятельно. Все новое, неожиданное и необычное, заставляет нас опасаться: неизвестно, какие последствия оно несет. И, естественно, среди равновероятных вариантов большее значение имеют негативные - поскольку именно их организм стремится проработать и устранить в первую очередь. Вот и получается так, что любое неизвестное порождает у нас в душе тревоги и опасения. И если ситуация, результат которой неясен, возникает и беспокоит нас достаточно часто, на нее формируется условный рефлекс - страх.
Любой страх такого рода начинается со слов «А что, если ...» или «А вдруг ...». А вдруг на меня с крыши упадет кирпич? А вдруг меня задавит машина? А что, если человек хочет меня ограбить? А вдруг она мне откажет? А что, если я не успею сделать это до завтра?
Ситуация, которая реально угрожает нам опасностью, может возникнуть или не возникнуть, но мы все равно о ней думаем. А стоит представить ее пару раз - и все готово. Мы ее боимся. Такую сложную ситуацию можно назвать неразрешимой проблемой. Ведь проблемы, которые мы не можем решить, сейчас и с данными ресурсами, - это основной источник страха. Нельзя решить - значит, нужно предотвращать, а значит, избегать, а значит, бояться - так действует при столкновении с этими проблемами разум.
Неразрешимые проблемы имеют свойство меняться, перетекая в другие проблемы, но более общего плана. Например, по механизму условного рефлекса страх боли может вызвать страх перед строгими родителями, а потом страх родителей превращается в страх начальства и критики.
Или, например, течет в доме кран. Жена раз говорит мужу, другой говорит, третий, а потом начинает убеждать всех подряд: «О, мой муж - это такая проблема, такая проблема, ничего у него не допросишься». Проблема крана перетекла в проблему мужа. Что дальше? Далее жена, если не поговорит по душам, возможно, побоится даже и просить мужа о чем-то: ведь он стал для нее неразрешимой проблемой. Тот факт, что на самом деле проблемой был текущий кран, успешно забылось. А вот социальный страх предъявлять претензии - остался.
Еще одна причина разрастания неразрешимой проблемы - мнение окружения, общественные настроения (страхи такого типа называются индуктивными). Мы - существа социальные и воспринимаем чувства, возникающие у других. Их страх тоже передается нам, неизбежно передается, и энергетический маятник - толпа - начинает воздействовать на мысли каждого отдельного человека. «Все боятся - и я боюсь. Все побежали - и я побежал».
Индуктивными страхами мастерски пользуются рекламные конторы, СМИ, госорганы - почти все структуры, которые имеют возможность массово влиять на людей и извлекать из этого выгоду. Это - одно из самых сильных средств манипуляции сознанием: ведь перепуганными людьми очень легко управлять.