Пока психологи рассуждают о том, полезна ли многозадачность и возможна ли она вообще, мы теряем массу времени, потому что не используем элементарные приемы организации труда
Когда кто-то может заниматься множеством вещей одновременно, мы часто говорим, что у этого человека хорошие навыки многозадачности. Время от времени нам всем приходится браться за несколько задач одновременно. Но психологи пугают нас этим на протяжении десятилетий. Некоторые говорят, что многозадачность вредна для производительности, а другие – что человек вообще не может быть многозадачным.
Например, из-за разговоров по телефону за рулем вы ведете автомобиль хуже, потому что отвлекаетесь. (Разрешать говорить по мобильному без использования рук тоже неправильно: разговоры отвлекают от вождения независимо от того, держите вы телефон в руках или нет.)
Но есть и другие исследования, которые предполагают, что многозадачность может иметь преимущества. Одно из исследований показало, что разговоры по телефону во время длинных монотонных поездок могут помочь водителю сохранить бодрость и внимательность. Другие исследования говорят, что студентам, сидящим на сложной лекции, полезно рисовать разные закорючки, потому что эта комбинация действий поддерживает сосредоточенность. Так как же обстоит дело с многозадачностью? Хороша ли она, плоха ли она — и существует ли она вообще?
Переключение между задачами
То, что многие люди называют «многозадачностью», на самом деле может быть тем, что психологи называют «быстрым переключением между задачами». Например, когда вы отвечаете на сообщения во время просмотра фильма, ваше внимание переключается между фильмом и сообщением. На самом деле вы не уделяете внимание и тому, и другому одновременно. Читая сообщение, вы пропускаете часть фильма.
Это то, что имеют в виду психологи, когда говорят, что многозадачность невозможна. Ваше внимание и сознание могут сконцентрироваться на чем-то одном в каждый конкретный момент, так что это либо одна задача, либо другая.
И тогда появляются издержки, связанные с переключением — задержка при переходе от одной вещи к другой, а иногда и временное снижение производительности.
Потратить час на одну задачу, а потом еще час на другую — это нормально, так как в этом случае издержки на смену задач намного меньше, чем время, затрачиваемое на каждую из них. Но если вы переключаетесь между задачами каждые несколько минут или даже секунд, когнитивные затраты на переход от одной задачи к другой подрывают производительность.
Можно посмотреть на это как на потерю денег. Если каждый переход от текстовых сообщений к лекции будет стоить вам четверть доллара, то один или два раза не слишком вас обременит, но если вы будете делать это весь день, то придется подкорректировать свой бюджет.
Подсчет издержек
Переход между некоторыми задачами — например, определение пола человека, а затем идентификация выражения лица, — занимает всего около 200 миллисекунд. Но даже эти небольшие издержки могут снизить производительность на 40%, если вы попытаетесь изучить что-то во время просмотра фильма.
Эти и другие подобные результаты получены в когнитивной психологии, где исследователи изучают добровольцев в контролируемой лабораторной обстановке, обычно давая им задачи на быструю реакцию на компьютере. Но насколько хорошо эти результаты отражают ситуацию в реальном мире? В офисах люди часто прерываются в течение дня. Вашей работе над бюджетом может помешать коллега, которая хочет рассказать о своих детях.
Издержки такой многозадачности накапливаются. Прерывания стоят Соединенным Штатам приблизительно $650 млрд в год. Глория Марк из Университета Калифорнии в Ирвине говорит, что человеку в среднем требуется 25 минут, чтобы вернуться к задаче! Некоторые люди, принимавшие участие в ее исследовании, к исходной задаче вовсе не вернулись. Измерение никогда не бывает абсолютно точным, но когда мы имеем диапазон от 200 миллисекунд до 25 минут, это достаточный знак, что нужно копать немного глубже.
В лабораторных исследованиях когнитивных психологов нужно выполнять довольно простые задачи, и стимулы тоже простые. Часто в этих экспериментах требуется просто рассмотреть другой аспект того, на что вы смотрите (например, пол или выражение лица человека). Но ситуация явно будет другой, если вы пишете отчет, и тут у вас звонит телефон. В реальном мире, когда вы получаете телефонный звонок, нужно ответить на звонок и отвлечься от других вещей. Вам понадобится приличное время, чтобы вспомнить, что вы делали до этого.
Практические советы
Отрицательный эффект многозадачности реален, но проблема в том, что люди его не осознают. Прерываясь и пытаясь делать несколько дел одновременно, мы становимся менее продуктивными. Совет прост: когда вы делаете что-то, требующее мышления, не занимайтесь ничем другим в то же самое время. Чтобы оставаться сосредоточенным, но в то же время сделать как можно больше, попробуйте разделить свой день на получасовые отрезки. Переключайтесь на какую-то другую задачу примерно каждые полчаса.
Я так и делаю, и некоторые люди считают это многозадачностью. Но на самом деле это сфокусированная работа, потому что я не делаю ничего другого в течении каждого получаса. Я не проверяю телефон, электронную почту и не переключаюсь на другие задачи вообще. Несмотря на то, что я делаю много разных дел за день, каждое из них остается свежим в моем сознании, когда я берусь за него на следующий день.
Многозадачность не всегда плоха. Если одна из задач действительно проста, или это что-то, что вы можете сделать бессознательно, многозадачность даже помогает. Когда во время занятия спортом вы слушаете музыку, вы занимаетесь дольше. Рисование во время скучной лекции или прослушивание инструментальной музыки во время программирования или учебы помогает сосредоточиться.
Даже переключение между задачами не так уж плохо. Это освежает разум. Многие люди сознательно переключаются на другие задачи, чтобы «выдержать» проблему, на которой застряли. Осознание, что у вас есть только полчаса, чтобы поработать над чем-то, тоже может помочь с мотивацией. Независимо от того, насколько вы страшитесь какого-то дела, это, в конце концов, всего 30 минут.