Социопат и психопат: чем они отличаются? Как развиваются социопатия и психопатия? Почему такие люди нарушают общественные нормы и чем они порой привлекают нас? Что позволяет им быть не только злодеями, но и героями? Какими социопатическими чертами обладает мир большого бизнеса и какое место социопаты занимают в культуре и массовом кинематографе? Разбираемся.
Не будем путать психопатов, несущихся с включенной бензопилой по скверу, и социопатов, или «странных», оригинальных, существующих как бы на грани нормы, но все же включенных в социальную систему, людей. Эти понятия практически синонимичны и обозначают души с одинаковым радикалом, но с разными спектрами чувств. Психопаты — это люди с антисоциальной ориентацией. Психопатия — диагноз с ярко выраженным патологическим поведением при полной сохранности мышления. Социопатия — это более мягкое выражение психопатии. Если личность при своей антисоциальности все же вписывается в социум, способна в нем существовать, но активно пренебрегает правилами и нормами, то мы имеем дело с социопатией. К её классическим чертам можно отнести харизму, высокий интеллект, отсутствие нервозности, склонность ко лжи и лицемерию, неспособность к стыду, раскаянию, эмпатии и любви, гневливость, эгоцентризм, дефицит морали и нравственности.
Откуда же берется социопатия?
С точки зрения психоаналитической теории, социопатия представляет собой динамическую структуру личности наряду с мазохистической, истерической и другими. Все мы имеем личностную структуру, которая складывается из генетических предпосылок и индивидуальной истории. Также рано или поздно все мы сталкиваемся с различными травмами, но конкретный диагноз получают единицы.
Откуда же берется социопатия? С биологической точки зрения, гормональный аппарат социопата вырабатывает меньше серотонина. Такой человек не способен «насытиться» общением, взять из него необходимые эмоции, испытывать эмпатию. Для удовлетворения своих эмоциональных нужд ему необходим совершенно другой, более сильный стимул. Кроме того, такая личность реагирует на внешние раздражители более агрессивно, нежели «обычные» люди. Это его ответ на любую потенциальную опасность.
Иногда на развитие социопатии влияет детская травма: ребенок сталкивается с ранним опытом насилия, смертью, что оставляет след в его психике. При этом полученный единожды адреналин становится для него приговором. Как правило, в будущем такой человек испытывает проблемы с доверием и не имеет авторитетов.
Подобно героиням дебютного романа Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», дети могут быть социопатичными даже при абсолютном внешнем благополучии. Они считают, что могут делать все, что помогает им комфортно существовать. При этом запреты взрослых воспринимаются ими как вызов. Постепенно из такой «адреналиновой» личности может сформироваться психопат.
Как правило, детский опыт психопата — это ад, в котором царит тотальный произвол со стороны взрослых или полное отсутствие законов каких-либо норм и правил. Обычно их воспитывает равнодушная, «отсутствующая» мать, которая, в свою очередь, может иметь собственную историю насилия, находиться в депрессии, надрываться на нескольких работах ради добычи пропитания или просто быть в роли слабовольной жертвы при тираническом муже.
Если же будущий социопат растет в относительно благополучной среде, то у него есть шанс на то, чтобы интегрироваться в общество и найти себе не только применение, но и признание. Например, он может ловить преступников, как Шерлок, или разгадывать загадки на грани жизни и смерти, как Доктор Хаус. Шерлок во время объяснения с Мориарти говорит: «Я — это второй ты». И это только отчасти метафора.
Социопат может достичь действительно хороших высот на социальной лестнице благодаря развитому интеллекту, способности легко преодолевать стрессы и привычкой равнодушно переступать через людей.
Каков портрет социализированного социопата? Такой человек испытывает абсолютное безразличие к людям и социальным нормам. При этом для «обычных» людей свод определенных правил делает мир более предсказуемым и безопасным, а эмпатия наполняет его теплом и смыслом. Социопат же находится вне законодательного поля, не нуждается в оправданиях, ищет цели извне. Нэнси Мак-Вильямс, автор «Психоаналитической Диагностики», отмечает, что концептуально диагноз относится к базовому недостатку человеческой привязанности и к приверженности к очень примитивным защитам.
Примечательно, что социопат не является невменяемым и способен отвечать за свои действия. Он отличает добро от зла и разбирается в законах, которые нарушает сознательно. При этом при совершении преступлений он не мучается внутренними конфликтами, так как чувствует абсолютную вседозволенность.
Он жонглирует нормами с виртуозностью. Социопат может отказываться от проведения общепринятых праздников, принятия традиционных моделей мышления, признания себя гражданином той или иной страны, хранения вещей и фотографий и почитания памяти своих родных, соблюдения врачебных рекомендаций, комфорта (он может жить в машине, в лесном шалаше или путешествовать пешком). Такая личность не верит никому и ничему, она все проверяет на вкус. Разумеется, на свой. Для неё нет законов. Она предлагает миру свои.
Социопат с легкостью переносит одиночество, часто меняет партнеров. При полном отсутствии эмпатии стремление к созданию семьи может возникать не на чувственном, а на прагматичном уровне: так индивид старается лучше интегрироваться в общество.
Примером такого типажа в кино может служить уже упомянутый главный герой сериала «Доктор Хаус».