пятница, 17 мая 2019 г.

Дочери НЕСЧАСТНЫХ матерей


На свете всё на всё похоже…

Роман Сеф

Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории,

мы будем знать больше, чем теперь.

Г. Х. Андерсен

Недавно беседовала со знакомой – акушером-гинекологом с большим стажем. «Пациентки идут строем, - заметила она, - Стоит появиться одной с редким заболеванием, как жди ещё двоих-троих с таким же». Вот и у меня – стоит появиться клиенту с одной проблемой – жди ещё несколько похожих.

Мамы с потухшими глазами, которые привели своих девочек от 8 до 14 лет на приём к психологу – вот те клиенты, которые невольно «выстроились в строй». Проблемы у девочек разные – отказ от учёбы, плохая компания, навязчивые движения, страхи. Но есть одно, очевидно объединяющее всех – мамы с потухшими глазами. Что же в этих потухших глазах? Потерянная ли радость, жажда близких отношений или невозможность проявить себя? У всех – разное, видимо. Помните, как в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? Тролль создал кривое зеркало, зеркало разбилось, его осколки разлетелись по всей земле. Некоторым людям они попали в глаза, другим – прямо в сердце.


Больше интересного - на нашем Telegram-канале
Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны - ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда.

Возможно, в каждой женщине с потухшим взглядом сидит такой вот осколок зеркала злого тролля?


«Не может быть счастлив ребёнок, если рядом с ним постоянно живёт страдающая, несчастная мама, - объясняю я мамам девочек, - Если ребёнок психически здоров, все его проблемы уходят корнями в семью, во взаимодействие с родителями. Стоит устранить проблемы родителей, проблемы детей решаются как по волшебству», - пытаюсь убедить я женщин, которые либо находятся в состоянии хронического стресса, либо сами выросли среди несчастных взрослых. И знаете, что они чаще всего отвечают? «Мне не до себя. Давайте начнём с ребёнка», - вот что.

Что ж, давайте начнём с ребёнка, только прежде окинем взглядом возможную картину тех трудностей, через которые придётся пройти девочке, мама которой так и не смогла стать счастливой. И путеводителем в мир проблем подрастающей девочки я выбрала сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». А что, очень даже похоже!

Итак, жили-были мальчик и девочка, Кай и Герда…

Родители их жили в мансардах смежных домов. Кровли домов почти сходились, а под выступами кровель шло по водосточному желобу, приходившемуся как раз под окошком каждой мансарды. Стоило, таким образом, шагнуть из какого-нибудь окошка на желоб, и можно было очутиться у окна соседей.

Пожалуй, мы не станем здесь останавливаться на том, что семьи детей были небогаты, а родители присматривали за детьми недостаточно хорошо, позволяли им подвергать свою жизнь опасности. В конце концов, это обстоятельство не играет особой роли в истории Кая и Герды – осколок кривого зеркала мог попасть и в глаз ребёнка из благополучной семьи. А вот что играет роль, так это то, что после исчезновения мальчика девочка осталась без поддержки горюющих родителей и перестала им верить.

Много было пролито по нему слез, горько и долго плакала Герда. Наконец решили, что Кай умер, утонул в реке, протекавшей за городом. Долго тянулись мрачные зимние дни. Но вот настала весна, выглянуло солнце. - Кай умер и больше не вернется! - сказала Герда. - Не верю! - отвечал солнечный свет. - Он умер и больше не вернется! - повторила она ласточкам. - Не верим! - отвечали они. Под конец и сама Герда перестала этому верить. - Надену-ка я свои новые красные башмачки (Кай ни разу еще не видел их), - сказала она как-то утром, - да пойду спрошу про него у реки.

Именно с потери веры родительским посланиям чаще всего и начинается путь ребёнка к собственным страданиям. «Учись! Читай книги!» - велят родители, проводящие жизнь перед экраном телевизора. «Будь лучшим!» - говорят детям мамы и папы, не ставящие перед собой никаких позитивных целей. «Ну, что ты постоянно ноешь!» - раздражается на дочку мама с печальными глазами.

Итак, история начинается с того, что дети, не готовые к самостоятельной жизни, покидают дом. Мальчик теряется, а девочка отправляется на его поиски. Поиски лучшей жизни, душевного покоя, людей, способных поддержать, и обстоятельств, дарующих покой. Поиски, которые приводят дочерей несчастных матерей в мир психологических проблем. И первой такой попыткой убежать от страдающей мамы чаще всего является бегство в мир собственных фантазий.

Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ. Окна были высоко от пола и все из разноцветных - красных, синих и желтых - стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки. - Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! - сказала старушка. - Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем! И она продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая - старушка умела колдовать.

Старушка-колдунья, не злая колдунья, как отмечает Андерсен, а просто старушка, которая изредка колдует для своего удовольствия, уводит Герду в мир иллюзий. Время в этом мире остановилось, постоянное лето не даёт саду отцвести и превратиться в неуютное местечко, продуваемое всеми ветрами.

Современные маленькие Герды тоже бывают счастливы ускользнуть от несчастной или недовольной мамы в мир своей фантазии. «Я постоянно что-нибудь придумываю. Истории про принцев и принцесс, например. Нет, не записываю – зачем?» - говорит одна из таких девочек. Уход в мир фантазий помогает ненадолго – замечтавшись, она может забыть об учёбе и домашних делах. А это не улучшает и без того непростые отношения с мамой. «Я хочу, чтобы дочь спустилась с небес на землю!» - говорит обеспокоенная мама. Что ж, можно сделать и так, чтоб спустилась. Но без поддержки «на земле» она снова уйдёт на поиски своего счастья (или своего Кая?).

Что же ещё может случиться с девочками, несчастные матери которых не способны им дать адекватной поддержки?

«Её никогда нет дома! Она постоянно где-то пропадает! Я часто даже не знаю, где и с кем она проводит время!» - сетует мама. А где же проводят время их дочери?

Из белой лилии выглянула принцесса и спросила, что случилось. Герда заплакала и рассказала всю свою историю... - Ах ты, бедняжка! - сказали принц и принцесса… На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей оставаться во дворце сколько она пожелает.

Нередко девочки уходят туда, где их просто выслушают, не отвлекаясь на убегающее на плите молоко, не критикуя и не иронизируя. Просто выслушают и скажут: «Ах ты, бедняжка!» Кем будут люди, которые выслушают? Старшие подруги, соседи, дальние родственники. Часто – компания сверстников. Кстати, дочери несчастных матерей любят ходить к психологам. Вот уж благодарные клиенты! «Мама меня не слушает, с ней невозможно разговаривать!» – так описывает девочка свои отношения с мамой. «О чём говорить-то? – удивляется мама в ответ на предложение психолога почаще беседовать не «по делу», а «по душам», - У дочери всё нормально. Какие такие проблемы ей нужно со мной обсуждать?» В этом невысказанное – «вот у меня – проблемы! А у неё не может быть никаких проблем!» Мама, запертая в башне собственных психологических трудностей, не допускает дочь до себя.

Помните, к кому попадает сказочная Герда, уехав от принца и принцессы? Да-да, она попадает к разбойникам. Удивительно ли? Действительно, дочери несчастных матерей нередко попадают в плохие компании. Там проще, свободнее, там принимают без осуждения и не заставляют чувствовать себя виноватой и неудачливой. И, кроме того, мир плохой компании очень сильно отличается от скучного и печального мира дома, в котором хозяйничает мама с печальными глазами.


Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у нее были совсем черные. Она обняла Герду и сказала: - Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. Ты, верно, принцесса? - Нет, - отвечала девочка и рассказала, что пришлось ей испытать и как она любит Кая. Маленькая разбойница серьезно поглядела на нее, слегка кивнула и сказала: - Они тебя не убьют, даже если я и рассержусь на тебя, - я лучше сама убью тебя! И она отерла слезы Герде, а потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку.

Именно свобода и отсутствие жёстких ограничений и привлекают прежде всего девочку в плохой компании. А что же мама? Она становится от такого поведения дочери ещё более несчастной, совершенно опускает руки и расписывается в своём родительском бессилии. На приёме психолога в этом случае звучат жалобы на дочь: «Я для неё всё, а она!» На самом же деле маме хочется кричать: «Вернись ко мне!» Но что она может противопоставить свободе и романтике плохой компании?

Впрочем, большинство девочек, растущих рядом с несчастными мамами, перерастают «вольную жизнь» в плохой компании. Значит ли это, что девочка успешно справляется с психологическими трудностями? Чаще всего – нет. Уйдя из плохой компании, девочка попадает в другую реальность.

В сказке про Снежную Королеву эта реальность - холодная Лапландия. Для многих девочек, выросших рядом с несчастными мамами, лучший выход – заморозить свои эмоции. Чтобы не страдать всю жизнь, как мама. Чтобы не печалиться, не грустить. Не утирать слёзы украдкой. Не обвинять близких в своём несчастье. «Ну уж нет! – решает девочка, - Уж лучше совсем без чувств, чем с такими, как у мамы!»

Олень остановился у жалкой лачуги. Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в нее на четвереньках. Дома была одна старуха лапландка, жарившая при свете жировой лампы рыбу. Северный олень рассказал лапландке всю историю Герды, но сначала рассказал свою собственную - она казалась ему гораздо важнее. Герда же так окоченела от холода, что и говорить не могла.

Так, в состоянии бесчувственности, которое на языке диагнозов называется «алекситимия», можно прожить всю жизнь, не подозревая о том, что жизнь без чувств похожа на детскую раскраску рядом с картиной импрессиониста.


Впрочем, девочка из семьи несчастной женщины может стать и её полной противоположностью. Как финка из сказки:

Ну и жара стояла в ее жилье! Сама финка, низенькая толстая женщина, ходила полуголая. Живо стащила она с Герды платье, рукавицы и сапоги, иначе девочке было бы жарко, положила оленю на голову кусок льда и затем принялась читать то, что было написано на сушеной треске. Она прочла все от слова до слова три раза, пока не заучила наизусть, а потом сунула треску в котел - рыба ведь годилась в пищу, а у финки ничего даром не пропадало. Тут олень рассказал сначала свою историю, а потом историю Герды. Финка мигала своими умными глазами, но не говорила ни слова.

Устроить «жару среди холода», жить в постоянном эмоциональном порыве, на пределе эмоций. Такой выбор тоже может сделать дочь несчастной матери. Так сказать, от противного – греть эмоциями всех, кто попадается на жизненном пути, без оглядки на то, хватит ли собственных сил. Желая поддержать свою страдающую маму, дочь начинает поддерживать всех путников, забредающих в её жилище..

Что же в итоге найдёт такая Герда, попробовав разные формы ухода от несчастной матери? А найдёт отстранённого, холодного мужчину, околдованного Снежной Королевой, с осколком кривого зеркала вместо сердца.

Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого - поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра - складывание фигур из деревянных дощечек, - которая называется китайской головоломкой. Вот и Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала.

Холодный мужчина с замороженными чувствами, очевидно, тоже сын несчастных родителей, Кай складывает из льдинок слово «вечность». И эта самая вечность для него важнее и интереснее, чем живая, незамороженная жизнь.

Действительно, жизнь часто сводит дочерей несчастных матерей с мужчинами, которых постоянно придётся спасать и «размораживать». Хорошо, если горячее сердце девушки сумеет растопить сердце её избранника раз и навсегда. Ведь в её сердце так много любви и нежности, так много желания любить и быть любимой.

А если не получится растопить, излечить? Тогда сказка начнётся снова. Сказка про другую маленькую дочь женщины с потухшими глазами. И так до тех пор, пока мама маленькой дочери, в глазах которой живёт печаль, не решиться, наконец, расстаться со своими собственными проблемами. Расстаться для того, чтобы прожить счастливую жизнь и воспитать счастливую женщину.


Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи