Оливер Беркман – журналист Guardian, написавший книжку «Противоядие: Счастье для людей, которые не выносят позитивного мышления».
Порой кажется, что «индустрия счастья» – книги по саморазвитию, популярные спикеры и тренеры, корпоративные консультанты и т.д. – полностью бесполезна. Если подумать, это гениальная модель: обещаешь помочь людям мыслить позитивно, а когда твоя методика не работает, говоришь, что они мыслят недостаточно позитивно – то есть должны заплатить вам еще. Есть масса мифов и стереотипов о счастье, но вот пять самых опасных и несколько советов, как им не поддаваться.
1. Крайне важно сохранять установку на позитив
Ну, удачи в этом. Хотя это главный принцип движения за позитивное мышление, попытки сосредоточиться на позитивных мыслях и эмоциях часто дают обратный эффект и вызывают стресс. Отчасти дело в том, что когда ты пытаешься не думать о чем-то негативном, это только укрепляет такие негативные мысли. Исследования подтверждают это: люди, потерявшие близких, восстанавливаются от утраты дольше, если запрещают себе горевать; участники экспериментов, которым велели не испытывать грустных чувств по поводу плохих новостей, чувствовали себя хуже. Куда более продуктивна буддистская отстраненность: когда вы учитесь наблюдать за негативными эмоциями, позволяя им нарастать и спадать и сопротивляясь желанию подавить их. В любом случае зачастую эффективнее сосредоточиться на поведении, а не на внутреннем состоянии. В следующий раз, когда вы почувствуете, что у вас нет никакой мотивации браться за некий утомительный проект, позвольте себе прочувствовать это отсутствие мотивации – и в то же время открывайте файл и начинайте что-то делать. Выполнение осмысленной работы само по себе довольно непростое дело, а если от вас еще и требуют, чтобы она вам нравилась, это может быть уже перебор.
2. Ключ к успеху – это всегда амбициозные цели
Еще одна догма популярной психологии. Как показывают исследования, слишком упорное внимание к целям, может вызвать массу нежелательных последствий: ваши результаты могут ухудшиться, это может толкнуть вас на моральные компромиссы. Самое главное, такая установка на максимизацию одного-единственного параметра может сильно исказить личную жизнь и работу организации. (Допустим, предприниматель клянется стать миллионером в 35 лет и добивается этого, но цена – отчуждение семьи и друзей, а также испорченное здоровье.)
Нашу увлеченность целями может объяснить страх перед неопределенностью, стремление знать наверняка, что нас ждет в будущем – тогда как истинное творчество возникает только в условиях неопределенности. Фромм писал, что погоня за определенностью мешает поискам смысла. Кроме того, ведь есть что-то сомнительное в философии счастья, которая ориентирована исключительно в будущее, не правда ли?
3. Лучшие руководители – те, при которых работать весело и увлекательно
Навязанный позитив становится еще более угрожающим, когда речь идет о попытке внушить веселье не только себе, но и другим людям. Когда ты чувствуешь обязанность сохранять солнечную обстановку, это возлагает дополнительное когнитивное бремя на сотрудников, отъедая у них ресурсы, которые можно задействовать с большей пользой.
Компании, где поощряют искусственное «веселье», могут превращаться в пространство глубокого отчуждения. Если знаменитые теннисные столики и площадки для медитации в Кремниевой долине и придают работникам радости, то потому, что отражают готовность компании дать людям расслабиться, а не потому, что все чувствуют себя обязанными их использовать. В менеджерах, как показало одно недавнее исследование, люди ценят больше всего не умение увлекать, а честность, отсутствие которой приводит к большим стрессам, чем даже перегрузка на работе.
4. Повышение самооценки делает нас счастливее
Лучше иметь высокую самооценку, чем низкую. (Хотя и в некоторых пределах: самые жуткие диктаторы были весьма высокого о себе мнения.) Но некоторые психологи давно подозревали, что с самим определением самооценки есть проблема. Оно основано на представлении о том, что самому себе можно дать некую универсальную оценку, а затем нужно постоянно бороться за то, чтобы эта оценка не упала. Внезапно ваши обычные проблемы – то, что постоянно случается с каждым, – становятся гораздо более значимыми: они не просто причиняют неудобства, но снижают вашу оценку.
Психотерапевт Альберт Эллис называл самооценку самым главным источником тревоги. Если хотите, оценивайте свои поступки как хорошие или плохие, советовал он, и всячески старайтесь совершать более достойные. Но не впутывайте в дело свою личность.
5. Всеми силами избегайте пессимистов
«Заразные люди», «энергетические вампиры» – как бы их ни называла полиция позитива, есть распространенное мнение, что людей, которые вечно думают о плохом, лучше избегать. Но есть определенный вид пессимизма, который стоит воспитывать в себе. Его психолог Джули Норем называет «защитным пессимизмом»: когда вы во всех подробностях представляете себе возможный негативный исход, замечали стоики Сенека и Эпиктет, будущее теряет свою тревожность. Когда вы понимаете, как будете действовать, если все пойдет не так, возникающее спокойствие программирует вас на успех.
Похожее внимание к минусам отражается и в философии «допустимых потерь»: не спрашивайте себя, каковы шансы вашего предприятия на успех; спросите себя, готовы ли вы перетерпеть последствия его провала. Так вы сможете пойти на осмысленный риск, избавляя себя от глупого риска.