Статья для родителей, у которых детям сейчас 15-20 лет.
Эпоха свободного доступа в интернет разделила наше представление о жизни на
до и после. О том, как это повлияло на учебу современных детей и их видение
будущего, о том, почему поколение индустриальной эпохи не понимает цифрового
поколения, и о том, что со всем этим делать, пишет психолог Вера Васильева.
Читать однозначно!
Проблема в том, что мы — 40-50-летние родители современных 15-20-летних
юношей и девушек в прямом смысле устарели, мы — последнее поколение
предыдущей, индустриальной эпохи. Они, наши дети, — первое поколение новой
эпохи, цифровой. А это значит, что мы оказались в переходном периоде, на
демаркационной полосе между двух эр.
Даже наши старшие дети другие: они уже взрослели, когда в жизнь только
начали входить сотовые телефоны, интернет, персональные компьютеры. Они ещё
смотрели телевизор и видеомагнитофон и вместе с родителями втягивались в
обилие доступной информации. Они ещё были очень податливы к нашей, советской
системе воспитания, потому что все вокруг были выходцами из советской
школы.
А вот их младшие братья и сёстры уже родились в эпоху ПК, ноутбуков и
свободного доступа в интернет. А тут и смартфоны подоспели, предоставив
безграничный доступ к цифровой информации в любой момент в любом месте. Им
не нужно ТВ. Они лучше нас и своих старших братьев и сестёр владеют
английским языком, потому что играют в англоязычные игры и общаются в чатах
с иностранцами — такими же 15-20 летними.
Они смотрят спикеров, которые учат, что в современном мире быть наёмным
работником не выгодно, нужно стремиться к созданию собственного бизнеса. И
выбрать направление нужно уже в юности.
Что в итоге делает современный юноша? Принимает решение следовать этим
советам, потому что жить в бедности, в малом достатке не хочется. Хочется
финансового благополучия. Отличное решение! Я только ЗА.
И вот тут-то и таится опасность: подросток, чьи родители в абсолютном
большинстве являются наёмными работниками, не получает ни понимания, ни
поддержки от своих близких.
Почему? Да потому, что основной движущий мотив наёмного работника —
безопасность (постоянное место работы, гарантированная зарплата, социальные
гарантии). Мы же помним лихие 90-е! Мы тогда оделись в железные двери и
решётки на окнах, и выжили. Наше поколение в большинстве своём не умеет
рисковать и рассчитывать на себя. Бизнес? Это — опасно. Фриланс?
Безделье.
Мы воспитаны в жёстких рамках социальных норм, преступить которые было
почти немыслимо. Сколько уроков в школе за 8-10 лет пропустили вы? Я — два
дня в 10 классе. В первый раз я не пошла 1 сентября в 10 класс, потому что
было воскресенье, а по воскресеньям мы встречались во Дворце пионеров им.
Н.К. Крупской компанией членов Совета научного общества учащихся г.
Челябинска. И для меня это был дерзкий шаг. А второй раз — провожала в армию
будущего мужа (советчика же). Тут я отпросилась, более наглеть не
смея.
Учили все и всё. Каждый в меру своих возможностей. Были бунтари, конечно.
Но и они учились. Худо-бедно, но учились, ходили в школу. Ведь, элементарно,
им не с кем было прогуливать школу.
Наши младшие дети могут в школу не ходить за знаниями. Они умеют, часто
лучше учителей, добывать эти знания из интернета. Школа, к сожалению,
морально устарела в своей технологии обучения под диктовку, с зубрёжкой по
учебникам.
Скажите, вы видите в этом смысл сейчас, в эпоху глобальных цифровых
технологий?
Вот и наши младшие дети не видят.
Те из них, кто получил от своих родителей достаточно любви, поддержки,
признания в детстве, ощущая вследствие этого надёжную привязанность, а
значит, и безопасность, выработали стратегию: учить те предметы, которые
нужны для того, чтобы, сдав ЕГЭ, поступить в вуз на выбранную специальность.
Остальные — по остаточному принципу.
Их аргумент: зачем захламлять свою голову и тратить время на то, что мне
сейчас не нужно. Станет нужно — найду информацию в интернете.
К сожалению, гораздо больше тех молодых людей, кто остался без уверенности
в надёжности родительской любви, без опоры на неё, без доверия к миру и
себе. Они не умеют брать ответственность, ставить цели, принимать решения.
Они не умеют рисковать, не будучи уверенными, что их примут после падения,
поддержат и напитают любовью для нового взлёта.
Эти юноши пропускают школу/колледж/вуз часто из протеста против
родительской системы воспитания или из стадного чувства — «никто не ходит, а
я чё — лох?». Именно на этих юношей наибольшее влияние оказывает особенность
современного общества: ранняя, уже с 2 лет, социализация, которая заставляет
наших детей искать ориентиры и опору не в родителях, а в сверстниках. Та ещё
опора, сами понимаете. Да и родители часто им пример подают в этом: «У
соседей/знакомых/друзей есть это и нам надо» и «Всё лучшее — детям» как
наследие эпохи бедности.
Именно эти наши дети понимают слова спикеров о немодности, несовременности
наёмного труда как идею фикс. Вот только ресурсов для её реализации у них
нет или они не имеют к ним доступа.
Что же нам, 40-50-летним родителям 15-20-летних юношей и девушек
делать?
Принять факт того, что эти наши дети — другие во всём. Им будет проще со
своими детьми, потому что те родятся в одну эпоху с родителями. Нам,
наверное, не повезло. Но мы можем с этим жить. Кому, как ни нам — таким
взрослым и умным делать шаг навстречу своим детям?
Продолжать питать своих взрослеющих детей безусловной любовью, обозначая
при этом чёткие границы свободы своей и ребёнка. И да, я за то, чтобы
старшеклассник окончил школу, а студент 3-4 курса — колледж. Слишком большая
роскошь во втором случае потратить 2-3 года ни на что, выкинуть их из жизни
и остаться в 20 лет без Аттестата о среднем образовании и Диплома об средне
специальном образовании. Да, я считаю, что в этом случае родители должны
взять действия ребёнка под продуктивный контроль: знать, как обстоят дела в
школе/колледже, контролировать посещаемость, организовывать своего ребёнка,
если уж он сам не может это сделать.
Слушать вместо того, чтобы читать нотации.
Интересоваться тем, чем занимается ребёнок, желательно и участвовать в
чём-то вместо критики.
И, самое главное, ВЕРИТЬ в своего ребёнка. «Не воспитывайте своих детей,
всё равно они будут похожи на вас» — гласит английская пословица. Мы же
выросли хорошими людьми, преодолели трудности, заработали репутацию и
статус. Давайте поверим, что наши дети тоже смогут!
На консультации в конце беседы я разворачиваю ребёнка и родителя лицом к
лицу, и к папе, и к маме, по очереди. Сначала родитель говорит о своих
переживаниях и желаниях, потом ребёнок. И каждый раз сын или дочь, отвечая
родителям, в ответ на их вопрос: «В чём ты нуждаешься от меня?» говорит:
«Прошу тебя, ВЕРЬ В МЕНЯ».