Представить без них отечественный кинематограф невозможно.
Тридцать пять лет вместе по жизни, разделив на двоих и любовь, и
кинокарьеру. И даже из жизни ушли в один день, 20 октября, правда, с
разницей в двадцать шесть лет. Талантливые и красивые, их экранным героям
зрители всегда верили.
Благодаря этому союзу, зрители увидели работы режиссёра Бондарчука, ставшие
классикой, и так горячо принятыми зрителями, что интерес к ним с годами не
ослабевает. Ирина Константиновна верила в талант мужа, во всём его
поддерживала, во многом поступившись своей артистической карьерой. Не
ускользала от пристального зрительского взгляда и личная жизнь любимых
актёров.
Знакомство
Впервые на экране Сергей и Ирина появились вместе в картине «Отелло»,
страсти из фильма ушли в реальную жизнь, но мало кто знает, что они случайно
встретились в троллейбусе, ещё за полтора года до этого. Только вот тогда
никто из них не мог даже подумать о том, что их ждет впереди.
Сказать, что разводы в СССР не одобрялись, не сказать ничего. Особенно,
если это касалось публичных лиц. Бондарчуку пришлось преодолеть
сопротивление системы, прежде чем он смог официально разорвать отношения с
первой супругой Инной Макаровой и жениться на Ирине.
Жена и муза
Супруги прошли вместе долгий путь, поддерживая друг друга во всём. Ирина
следовала двум правилам, которые Сергей обозначил ещё вначале их отношений:
не мешать и не расставаться.
Успех Бондарчука как режиссёра во многом состоялся именно из-за
безоговорочной веры жены в его талант, той поддержки, которую она ему
давала.
Каждая режиссёрская работа Бондарчука приносила признание критики,
престижные награды, а главное – любовь зрителей. Для меня его «Судьба
человека» стала откровением человеческой души, опалённой войной.
Съёмки «Войны и мира», затянувшиеся на шесть лет, отняли у Бондарчука много
сил и здоровья, но фильм получил Оскара и много других наград. Экранизации
такого масштаба в стране до этого не было.
А в семье в это время родились дети Алёна и Федя, давшие родителям счастье
отцовства.
Дальше в жизни Скобцевой и Бондарчука были новые фильмы и преподавательская
работа во ВГИКе.
Ирина Константиновна с большой ответственностью относилась к работе в
фильмах мужа, понимая, что не может подвести его своей игрой. А в
экранизации «Бориса Годунова» сыграла вся семья Бондарчука, за что его позже
критиковали, мол, развёл кумовство.
К концу 80-х годов в кино настали непростые кризисные времена, и съёмки
Шолоховского «Тихого Дона», за которые взялся Сергей Фёдорович при поддержке
итальянских продюсеров, стали последней киноработой режиссёра. К сожалению,
этот проект был заморожен, отснятый материал остался в Италии, что
окончательно подорвало здоровье Бондарчука. Его не стало 20 октября 1994
года.
Хранительница памяти мужа
Ирина Константиновна смогла добиться возобновления проекта по «Тихому
Дону», в 2005 году отснятый материал был возвращён на родину. Монтаж фильма
осуществил сын Фёдор Бондарчук, продолживший семейную династию в кино.
Скобцева всю оставшуюся жизнь посвятила сохранению памяти о муже, при её
активном участии был открыт мемориальный кабинет Сергея Фёдоровича в
«Главкино».
А главное, она видела в детях продолжение и отражение мужа, теперь во всём
поддерживая их. Тяжёлым ударом для Ирины Константиновны стала ранняя смерть
дочери Алёны, которую унёс рак в 47 летнем возрасте.
Роковое 20 октября
Скобцева всегда была хранительницей семейных традиций и во всём
поддерживала своих близких. Все 26 лет одиночества у неё были наполнены
памятью о муже. Последние годы Ирины Константиновны прошли в их загородном
доме, где она занималась архивами Бондарчука.
Наверное, поэтому никого не удивило то, что и ушла она из жизни именно 20
октября, ведь этот день всегда для неё был самым тяжёлым много лет.