Софи Лорен называла Людмилу Савельеву «Наташкой», а Мастроянни — «моя
любовь». Она могла сыграть Скарлетт О’Хара в «Унесённых ветром», Оленьку
Скворцову в чеховской «Драме на охоте», Олю Мещерскую в бунинском «Лёгком
дыхании»… Но советские чиновники запрещали ей сниматься за рубежом. Отняли
даже «Оскар» за «Войну и мир».
24 января исполнился 81 год Людмиле Савельевой — неповторимой Наташе
Ростовой из легендарного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Эта роль
мгновенно сделала её знаменитой и открыла двери мирового кинематографа:
Савельеву приглашали сниматься в Европе и Америке, предлагали роль Скарлетт
в «Унесённых ветром». Ничего не сбылось. Расскажем, почему.
Блокадное детство и балет
Людмила Савельева родилась в 1942 году. Когда её спрашивают: помнит ли она
что-то о блокаде Ленинграда? — актриса отвечает: нет, сама война и блокада
не оставили своего следа в её памяти, только вот с тех пор маленькая Люся
стал бояться громких звуков, даже тиканья часов с маятником, не говоря уже о
раскатах грома.
Ещё «на память» о военном детстве остались болезни: бронхиты, ангины,
воспаление лёгких…
В Ленинградском хореографическом училище была очень строгая дисциплина, у
учеников не оставалось времени на «глупости»: кроме танцев, их серьёзно
учили истории балета и театра, литературе, живописи, музыке, французскому
языку…
Люся с огромным интересом изучала всё это, писала реферат по Диккенсу,
много читала. После окончания способную балерину приняли в труппу
Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, она танцевала сольные
партии, быстро сделалась одной из прим.
Бондарчук не хотел снимать балерину
А потом жизнь сделала крутой разворот. 18-летнюю балерину увидела ассистент
Сергея Бондарчука: она искала юную нежную девушку на роль Наташи Ростовой.
Савельева приехала на «Мосфильм», хотя не верила в успех: ведь зрители уже
любили «Войну и мир» с Одри Хепберн, и соперничать с ней Людмиле казалось
бесполезным.
И Бондарчук поначалу отнёсся к её появлению скептически. Но уже после
первых проб изменил своё мнение. Он быстро понял: с Людмилой нельзя подолгу
репетировать, потому что первые дубли получаются самыми лучшими, в них видна
её непосредственность.
Трудный выбор
Фильм снимали долго, несколько лет. Между съёмками Савельева летала в
Ленинград — она была задействована во многих спектаклях. Но как-то раз
истощённый организм не выдержал таких нагрузок, и она потеряла сознание
прямо в павильоне «Мосфильма». Стало ясно: нужно выбирать между кино и
балетом. Людмила, поколебавшись, выбрала кино.
В интервью изданию актриса признавалась: «Все произошло естественно, но
потом мне снились, да и сейчас снятся сны о балете. То танцую Жизель, то
бегу в Кировский театр и вдруг спохватываюсь — забыла пуанты, и сон
прерывается. Нет, балет меня долго не отпускал».
«Оскар»: подержать в руках и отдать
С «Войной и миром» она объездила много стран: Японию, США, Францию… Фильм
полюбили зрители всего мира. Везде хотели видеть Наташу Ростову. Везде её
принимали восторженно, называли звездой. А для скромной девушки это было
непереносимо: она смущалась, краснела. Кажется, окончательно она поверила в
свой успех только на вручении «Оскара»: её вызвали на сцену и вручили
заветную статуэтку.
Людмила была на седьмом небе от счастья. Вернувшись в отель, сразу начала
звонить Бондарчуку, который не смог приехать, потому что был занят на
съёмках: «Сергей Фёдорович, нам дали «Оскар»!
В самолёте, возвращаясь домой, Людмила, которую сразу узнали пассажиры и
экипаж, достала сверкающую статуэтку и всем позволила её подержать в руках и
рассмотреть. «Наташа, Наташа», — переговаривались пассажиры, восхищённо
улыбаясь девушке.
Она так мечтала лично передать «Оскар» Бондарчуку! Но в московском
аэропорту её встретили представители Госкино — и сразу забрали статуэтку.
Людмила растерялась: как же так? Ей объяснили: «Оскар» будет храниться в
«Госкино». Больше она его не видела никогда…
Запретили играть Скарлетт
После «Войны и мира» Савельевой поступало множество предложений сниматься у
звёзд мирового кино. Самые знаменитые режиссёры и продюсеры мечтали снять
русскую звезду в своих фильмах. Но чиновники «Госкино» неизменно отметали
эти предложения: «Актриса Савельева не может у вас сниматься, она
занята».
Однажды ей дозвонился итальянский режиссёр Серджио Леоне и предложил
сыграть Скарлетт в «Унесённых ветром». Людмила очень обрадовалась. Но
«Госкино» и здесь сыграло свою роль — актрисе запретили сниматься в
Италии.
В «Подсолнухах» с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен
Правда, ей удалось сняться в «Подсолнухах» Витторио де Сика: только потому,
что он дал пресс-конференцию для ТВ и заявил, что он специально приехал в
СССР, чтобы снимать Савельеву. После этого отказать было невозможно.
Партнёрами Людмилы в этом фильме стали Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. За
время работы на площадке они подружились.
Мастроянни называл Савельеву «аморе мио» — «моя любовь». А Софи звала её по
имени героини в «Войне и мире» — «Наташкой». Витторио де Сика собирался
снимать Савельеву и дальше, они мечтали об экранизации «Лёгкого дыхания»
Ивана Бунина. Но вскоре режиссёра не стало.
Замужем за Александром Збруевым: личная «война и мир»
Со стороны могло показаться, что у Людмилы Савельевой — беззаботная и
счастливая жизнь: известность, много интересных ролей, муж — Александр
Збруев, один из самых популярных актёров в нашей стране… Мало кому была
известна оборотная сторона этой медали.
В жизни актрисы были свои «война и мир». Узнав о том, что у Збруева роман с
коллегой по «Ленкому» Еленой Шаниной, Людмила сразу предложила ему
развестись: она не представляла себе совместной жизни после такого, известие
стало для неё жестоким ударом. Её поддержала дочь Наташа.
Но Збруев просил прощения, обещал, что подобное не повторится. Людмила
поверила. И только потом узнала, что Александр Збруев ещё много лет
продолжал «двойную жизнь»: Шанина родила дочь Татьяну, дала ей фамилию отца,
Збруев часто у них бывал, помогал…
Не хотела снижать планку
Брак не распался. Правда, только Людмиле было известно, чего ей это стоило…
Свою принципиальность актриса проявляла и в профессии: ей поступало
множество предложений играть таких же наивных девочек, как Наташа Ростова.
Но она чаще отказывалась, чем соглашалась. Первая же роль поставила перед
ней высокую планку, и снижать её, снова и снова играя одно и то же, она не
хотела.
Конечно, у Савельевой ещё были громкие роли: она снималась в фильме «Бег»
по Булгакову, у Сергея Соловьёва в картине «Чужая белая и рябой», были у неё
и «Всадник без головы», и «Анна Каренина»… Но всё же снимали её до обидного
мало.
Впрочем, Людмила Савельева об этом не жалеет. Она признаётся: каждую свою
роль не играла, а проживала, а это очень затратно и даже болезненно, порой
после съёмок у неё болело сердце, она чувствовала себя разбитой, потому что
«выкладывалась» до конца.
Подарки судьбы
На вопрос корреспондента — случались ли в её жизни чудеса? — Людмила
Михайловна ответила: «А как же! Чудо, что я родилась и выжила в блокаду. Что
меня приняли в балетное училище, и я выходила на сцену солисткой, да в каком
театре! Что Бондарчук позвал сняться в роли одной из лучших героинь русской
литературы, и моя Наташа завоевала любовь людей по всему миру.
Что, не имея актерского образования, снималась у лучших режиссеров и с
талантливейшими партнерами. Чудо, что уже столько лет живу с любимым
человеком. Всякие неприятности по сравнению с этими подарками — так,
ерунда».