Многие люди считают, что «начальник» и «лидер» — это практически одно и то же, не замечая, насколько разным смыслом наполнены эти термины. Хотите знать, к какому из них относитесь вы? Тогда честно ответьте на один вопрос. Как вы видите своих подчиненных и участников команды? Как раздражающее неизбежное зло, с которым вам приходится мириться ради выполнения повседневных задач? Или же, как живых людей, с которыми вам интересно достигать ваших общих целей и выполнять интересные проекты?
Если вы выбрали первый вариант, то вы, скорее всего, обычный начальник, если же второй, то у вас определенно есть задатки настоящего лидера.
Судя по моему опыту работы с самыми различными командами и коллективами на протяжении последних 25 лет (и, конечно же, здравого смысла), я могу с уверенностью сказать, что во главе команд, выдающих наиболее качественные и долговременные результаты работы, стоят лидеры, а не начальники.
Так как же вам превратиться из начальника в лидера? Для этого есть семь ключевых способов:
1. Любите людей.
Вы не сможете не только управлять командой, но даже полноценно работать в коллективе, если вам не нравится работать с людьми. Они не роботы, это индивидуальности, каждая из которых отличается собственными приоритетами и талантами. Если вы хотите стать лидером, вы должны научиться получать удовольствие от того, что вы помогаете людям добиться успеха.
2. Направляйте вашу команду, но не контролируйте ее.
Начальники считают необходимым полный контроль над всеми аспектами рабочего процесса своей команды, до последней мелочи. Лидеры же знают, что их команда сможет добиться куда большего, если вместо полного контроля они получат направление движения и поддержку — поэтому они закладывают основу и структуру, а после предоставляют участникам команды свободу действий, оказывая по ходу необходимую поддержку.
3. Будьте открыты к переменам.
Начальники склонны к догматизму и консерватизму. Они делают что-то определенным образом потому, что делали так всегда. Лидеры совсем не такие. Они понимают, что обязаны адаптировать свой личный стиль к нуждам участникам своей команды. Они понимают и ценят индивидуальность каждого человека, с которым работают, четко устанавливают приоритеты и ожидания, и всегда готовы изменить стиль лидерства, если это окажется необходимым.
4. Делегируйте обязанности.
Начальникам может казаться, что они умеют делегировать обязанности и ответственность, но на самом деле это не так. Они слишком мало доверяют кому бы то ни было, кроме себя, чтобы полностью доверить этому человеку выполнение ответственных обязанностей.
В отличие от них, лидеры умеют делегировать. Они назначают задания участникам своей команды, после чего отправляют их в свободное плавание. Хотя они и могут время от времени интересоваться ходом работы, чтобы убедиться, что сотрудники не сбились с правильного пути, и смогут достичь желаемого результата.
5. Делитесь славой, разделяйте вину.
Начальники любят присваивать себе всю славу за успешные результаты работы своей команды — и первыми бросаются искать «козла отпущения», когда эти результаты оказываются не настолько блестящими, как им того хотелось.
В отличие от них, лидеры всегда помнят, что им удалось добиться успеха лишь благодаря командным усилиям, и потому они держат свое эго под контролем. Они разделяют славу за успех со всеми участниками команды, и не увиливают от личной ответственности за неудачи.
6. Практикуйте принятие риска.
Боссы пытаются любой ценой избежать рисков потому, что страшатся неудач, которые те могут за собою повлечь. Они любят быть в безопасности, даже если ее ценой станет отсутствие по-настоящему хороших результатов. Лидеры же знают, что для того, чтобы добиться настоящего успеха, нужно рисковать.
Лидеры позволяют участникам своей команды стремиться к новому и неизведанному, более того — поощряют их в этом. Кроме того, они понимают, что каждая ошибка или неудача — это возможность стать еще лучше, и добиться успеха в следующий раз.
7. Мотивируйте.
Начальники «мотивируют» с помощью страха. В отличие от них, лидеры мотивируют тем, что определяют, что именно способно подтолкнуть конкретных участников команды на великие свершения, а также ожидая этих свершений от них даже тогда, когда они сами не очень-то верят в себя. К тому же лидеры умеют благодарить подчиненных за успехи и праздновать их — и большие, и маленькие — ведь они, прежде всего, являются предаными поклонниками собственной команды.
Превратиться из начальника в настоящего лидера непросто, даже очень непросто, зато и результат этого стоит! Когда вы ведете себя как лидер, вы вдохновляете участников вашей команды на создание долговременных и эффективных результатов, а производительность их труда взмывает до небес. Они начнут получать больше удовольствия от того, чем занимаются на работе (да и в свободное время тоже). А это значит, что, решив стать из начальника лидером, вы тем самым оказываете услугу не только себе, но и окружающим вас людям. Став лидером, вы избавите свою жизнь от изрядной части наполняющего ее стресса, и, наконец, начнете жить по-настоящему.
Источник: marsvenuss.ru