Психолог Роберт Дилтс определил причины, по которым люди сами не позволяют
себе изменить свою жизнь к лучшему. Он назвал это «ограничивающими
убеждениями», или «вирусами сознания». Их оказалось три...
Зачастую ограничивающие убеждения играют не последнюю роль в нашем
восприятии себя и мира. То есть это те мысли и взгляды, которые становятся
барьерами и не дают развиваться…
Мать известного психолога Роберта Дилтса, одного из основоположников НЛП, в
1978 году заболела раком груди. Ее лечили, но результата не было. В 1982
году Патрисию Дилтс выписали домой на четвертой стадии заболевания. Роберт
решил: раз уж он сумел оказать помощь стольким посторонним людям, своим
клиентам, почему он не может попытаться помочь собственной матери?
Дилтс буквально заперся с матерью в доме на несколько дней и в процессе
работы сделал одно из важнейших открытий в психологии. Он обнаружил причины,
по которым люди сами не позволяют себе изменить свою жизнь к лучшему. Дилтс
назвал это «ограничивающими убеждениями», или «вирусами сознания». Их
оказалось три.
Сынок, сказала Патрисия Дилтс. Я понимаю, что ты очень ко мне привязан и не
хочешь, чтобы я умерла. Но никто и никогда не вылечивался от рака четвертой
стадии, тем более врачи сказали, что ничего уже сделать нельзя.
Это — первое ограничивающее убеждение, которое Дилтс назвал
«безнадежность». Раз никто и никогда чего-то не смог, то и я не смогу. Есть
варианты: «ни одна женщина этого не может», «никто не в этой стране так не
может», «ни один наш пенсионер…» и так далее. Но Дилтс не был бы гениальным
психологом, если бы не догадался, и довольно быстро, как можно справиться с
безнадежностью: надо найти исключения. Он принес матери вырезки из газет,
выписки из медицинских журналов, записи телепередач о людях, которые
излечились от тяжелых болезней неожиданно и необъяснимо для врачей. Такие
случаи действительно есть, и они описаны. Когда вы пишете нам в комментариях
«это невозможно в нашей стране» — это она, безнадежность, то есть первое
ограничивающее убеждение. Лекарство — это наши истории, которые мы без
устали ищем и публикуем и надеемся, что вы их читаете.
Но дальше дело застопорилось: Дилтс столкнулся со вторым типом «вируса
сознания» — беспомощностью. Да, конечно, сказала его мать, такие люди есть.
Но они — особенные, это исключения. Я не такая: я обычная, старая, слабая и
больная женщина. Я не смогу то, что получилось у них, у меня нет на это
ресурсов. Но и это оказалось возможным преодолеть: Роберт Дилтс, который
считал, что у любого человека есть неограниченный ресурс, напомнил матери,
как когда-то давно их семья жила бедно и впроголодь, но она всегда находила
выход из ситуаций, казавшихся безвыходными, по принципу «глаза боятся, а
руки делают». Когда Патрисия Дилтс вспомнила один за другим эти эпизоды, она
приободрилась, и ей стало лучше. Но ненадолго.
На их пути возникло последнее препятствие — третье и самое неочевидное
ограничивающее убеждение. Дилтс назвал его «никчемностью».
Его мать долго отказывалась говорить об этом, но, наконец, сказала: Ты
помнишь свою бабушку, мою мать? — Да, помню. — А помнишь, от чего она
умерла? — От рака груди. — А ее сестра, моя тетя, от чего умерла она? — От
рака пищевода, кажется. — Я очень любила и свою мать, и тетю. Я ничем не
лучше их. Если они умерли от рака, почему же я должна поправиться?
Дилтс обнаружил, что преданность семье, родителям и старшим родственникам —
хорошая, в общем, черта — может сыграть с человеком злую шутку. Для его
матери выздороветь в ситуации, в которой ее собственная мать умерла, было
равносильно предательству. Раз так жили наши предки, а мы их любим, значит,
так будем жить и мы. Короче, «никогда не жили хорошо, нечего и начинать».
Знакомо?
Преодолеть это препятствие было труднее всего. Но Роберт Дилтс догадался,
как это сделать, и теперь мы тоже можем воспользоваться его открытием.
Подумай хорошенько, сказал он матери. А хочешь ли ты, чтобы моя сестра,
твоя дочь, если она вдруг когда-нибудь заболеет раком, сказала: раз моя мать
умерла от этого, то я тоже должна умереть, ведь я так ее люблю? — Что ты
такое говоришь! — возмутилась Патрисия Дилтс. — Ну так подай ей хороший
пример. Если ты сейчас решишь поправиться, то и она, заболев, скажет себе:
моя мать сумела выздороветь, и я сумею.
Ресурс для преодоления никчемности лежит в будущем. Дети копируют своих
родителей. Если сейчас мы не найдем новую модель поведения, которая
позволить нам прожить еще 25 лет с удовольствием и пользой для себя и для
других, а сядем на лавочки доживать и жаловаться на жизнь, демонстрируя
следующему поколению безнадежность, беспомощность и никчемность, то и наши
дети, которые нас очень любят, в 50 скажут себе: мы ничуть не лучше наших
отцов, которые в 50 стали стариками.
А что до матери Роберта Дилтса, то она, конечно, все равно умерла. Спустя
много лет и совсем от другого.
Автор: Ксения Чурмантеева